Новости

VII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Пресс – служба: pr@nark.ru;

тел: +7 (495) 966-16-86 доб. 103122 ноября 2021 года


Завершил работу VII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России»



«НСК – перезагрузка: приоритеты, перспективы, возможности» – сквозная тема, объединившая все дискуссии и выступления VII Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России», состоявшегося в онлайн-формате. В работе форума приняли участие представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, крупного бизнеса, общероссийских объединений работодателей и советов по профессиональным квалификациям, образовательных и экспертных организаций. Всего мероприятие, прошедшее 18 и 19 ноября 2021 года, собрало более 5000 человек из разных регионов России

В адрес участников форума поступили приветствия Президента Российской
Федерации Владимира Путина, Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой.
 
«За прошедшее время Национальная система квалификаций значительно укрепила свой потенциал. Утверждены уже свыше 1400 профессиональных стандартов, в большинстве регионов действуют экзаменационные площадки и центры оценки квалификаций, около 130 тысяч соискателей сдали профессиональный экзамен, в том числе – в цифровом формате. И конечно, важно, что в нынешнем году, во многом благодаря эффективному взаимодействию государства, бизнеса и гражданского общества – была официально одобрена Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, ее основные цели и приоритеты»– отметил в обращении к участникам форума Президент Российской Федерации Владимир Путин.

В своем приветствии Михаил Мишустин подчеркнул: «Национальная система квалификаций играет одну из ключевых ролей в решении важных задач формирования кадрового ресурса для обеспечения национальных целей».

18 ноября, в первый день работы форума, состоялись Онлайн-марафон «НСК в моем регионе» и награждение победителей конкурса журналистов, пишущих о национальной системе квалификаций, прошли панельные дискуссии «Новое качество профессионального образования» (соорганизатором мероприятия стал Комитет по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП) и «Кадровое обеспечение цифровой экономики». Также в рамках первого дня форума состоялось подведение итогов Всероссийского конкурса разработчиков оценочных средств.

Участники онлайн-марафона обсудили вопросы, актуальные для сферы профессиональной подготовки специалистов рабочих профессий, и региональные программы, нацеленные на решение дефицита кадров.


Модератором панельной дискуссии «Новое качество профессионального образования» стал первый проректор НИУ ВШЭ, декан Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Валерий Катькало. Участники дискуссии обсудили системное внедрение изменений в сферу профессионального образования и конкретные шаги и усилия, которые требуются от всех сторон. Директор департамента государственной политики в сфере среднего и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин рассказал о планах и перспективах внедрения программы «Профессионалитет», которая должна стать основой подготовки рабочих кадров. «Основная цель проекта – это комплексная реструктуризация системы среднего профессионального образования, подготовка востребованных специалистов на рынке труда», – отметил он.

Спикерами онлайн-марафона и первой сессии форума стали представители крупного бизнеса, федеральных министерств и ведомств и корпоративных университетов. В мероприятиях приняли участие директор Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства, Министерства труда и социальной защиты РФ Марина Маслова, председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, заместитель руководителя Департамента предпринимательства и инновационного развития г. Москвы Олеся Беленькая, Министр семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Ленара Иванова, руководитель агентства труда и занятости населения Красноярского края Виктор Новиков, заместитель министра образования и науки Калужской области — начальник управления профессионального образования и науки Денис Зубов, начальник управления профессионального образования департамента образования Белгородской области Людмила Шаповалова, руководитель направления по профессиональным квалификациям Группы НЛМК Наталья Байда, директор Регионального института кадровой политики и непрерывного образования Иркутской области Ольга Кондратьева, заместитель руководителя Рособрнадзора Светлана Кочетова, заместитель директора департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Сергей Есин, заместитель председателя СПК в области строительства Анвар Шамузафаров, заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский, ректор Корпоративного университета ПАО «Газпромнефть» Илья Дементьев, заместитель Сопредседателя Комитета по профессиональному обучению и профессиональным квалификациям РСПП Михаил Иванов.

Сессия «Кадровое обеспечение цифровой экономики» была посвящена возможностям внедрения цифровых технологий и цифровой трансформации образования в целом. Заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Николай Яцеленко отметил, что по некоторым исследованиям к 2024 году дефицит специалистов в различных IT-сферах составит около 1 млн человек. Яцеленко рассказал, что для восполнения данного дефицита, в рамках Федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», государство реализует такие меры, как увеличение бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям, включение в образовательные программы модулей для развития цифровых компетенций у студентов, а также обучение цифровым профессиям в рамках программ дополнительного образования.

Спикерами сессии также стали исполнительный вице-президент РСПП, Председатель СПК финансового рынка Александр Мурычев, председатель СПК в сфере образования, заместитель Председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание» Любовь Духанина, ректор Университета ИТМО Владимир Васильев, руководитель Дирекции Академических партнерств Сбера Андрей Очеретный, генеральный директор «Факультетус» Сергей Вищипанов, директор Корпоративного университета ОАО «РЖД» Роман Баскин, заместитель директора по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Юлия Горячкина, руководитель сектора аналитических исследований Института дополнительного образования Университета «Иннополис» Екатерина Гоглева, руководитель проекта «Агрегатор профориентационных возможностей «ProfStories» Наталья Алиева. Модератором сессии выступил Директор Университета Банка России Андрей Афонин.

Центральным мероприятием второго дня форума стало пленарное заседание «Современный рынок труда: перспективы развития человеческого капитала», посвященное обсуждению первых итогов реализации национальных проектов «Образование» и «Наука» и перспективам проекта «Профессионалитет». Также повестка заседания коснулась темы новой реальности – жизни в «цифре» и её последствиями для трансформации экономики и системы подготовки кадров.


«За прошедший год в стране стартовал ряд значимых проектов, направленных на развитие системы квалификаций, еще ряд инициатив находится в финальной стадии согласования. Их реализация способна качественно поменять и уже меняет, делает более гибким и эффективным рынок труда и систему подготовки кадров», – сказал в своем выступлении Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, Председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям Александр Шохин. Он также обозначил пять ключевых задач развития национальной системы квалификаций, в числе которых – необходимость более активного участия работодателей в оценке и реализации образовательных программ вузов и СПО, масштабирование пилотного проекта по совмещению аттестации выпускников вузов и независимой оценки квалификации, а также развитие системы непрерывного образования на предприятиях.

Министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков отметил, что по данным Росстата, в сентябре 2021 года уровень безработицы в стране составил около 4,3%, и в настоящее время Правительством России реализуется ряд программ по поддержке занятости. Так, в 2021 году в рамках программы переобучения, запланировано подготовить 168 тысяч человек, и сегодня эта программа идет с перевыполнением плана. «Минтруд поддерживает включение вопроса национальной системы квалификаций в документы стратегическая планирования на отраслевом и федеральном уровне. […] Только совместными усилиями можно обеспечить оперативную подготовку и обучение необходимым навыкам соискателей и работников», – подчеркнул Котяков.

Значение актуализации образовательных программ и стандартов подчеркнул также Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев. Спикер рассказал об итогах программы «Приоритет 2030» и законодательных инициативах, которые дадут возможность работодателям участвовать в обучении студентов вузов практическим навыкам. Афанасьев сказал, что к настоящему времени в стране создано 15 научно-образовательных центров мирового уровня, служащих для интеграции бизнеса, образования, науки и стратегических проектов в регионах. Также начата реализация проектов «Передовые инженерные школы» и «Университетская платформа технологического предпринимательства», которые будут способствовать возникновению новых форматов инженерного и предпринимательского образования в стране.

В Пленарном заседании также приняли участие Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов, Председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков, Генеральный директор АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Роберт Уразов.


В своем обращении к собравшимся Михаил Шмаков, в частности, сказалчто связь между уровнем квалификации работника и размером его заработной платы закреплена в Трудовом кодексе и зафиксирована в Стратегии по развитию национальной системы квалификаций, однако в настоящее время она не находит достаточного отражения в плане нормотворческой работы по развитию национальной системы квалификаций. Подобные задачи необходимо добавлять в планы, подчеркнул он.

В рамках второго дня форума также состоялась панельная дискуссия «Soft skills: эффективные практики развития и оценки», в качестве модератора которой выступил Руководитель департамента методологии и оценки «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля. Участники дискуссии обсудили тему общих компетенций, способствующих успешному карьерному трекингу, особенности развития и лучшие практики системы оценки общих компетенций (soft skills), а также роль коммуникативных компетенций в подготовке кадров для цифровой экономики.

В мероприятии приняли участие научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, заместитель генерального директора АНО НАРК Алла Факторович, руководитель направления «Развитие на основе данных» Университета НТИ 20.35 Андрей Комиссаров, руководитель исполнительного комитета СПК воздушного транспорта Анастасия Мирошниченко, директор по персоналу и организационной эффективности УК «Аэропорты Регионов» Дмитрий Вазагашвили и другие отраслевые эксперты.

Подводя итоги форума, генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин отметил, что в ходе дискуссий были озвучены важные задачи и предложения по развитию национальной системы квалификаций, которые будут учтены в дальнейшей работе Национального агентства. Одна из таких задач – необходимость включить в Федеральный закон № 238 «О независимой оценки квалификации» полномочия субъектов РФ по развитию национальной системы квалификаций, в том числе – по финансированию профессионального экзамена. Дополнительный импульс перезагрузки необходим и системе профессионально-общественной аккредитации, сказал он.

Также Артем Шадрин рассказал, что Национальным агентством подготовлен план нормотворческой деятельности по развитию национальной системы квалификаций. Этот системный документ, созданный на основе предложений отраслевых советов по профессиональным квалификациям, будет рассмотрен на рабочих группах Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, и в согласованном виде вынесен на рассмотрение Нацсовета.

В качестве одной из ключевых задач развития национальной системы квалификаций Шадрин обозначил реализацию правоприменительной практики, которая позволит обеспечить внедрение эффективных инструментов национальной системы квалификаций и сформировать обновленную культуру взаимодействия работодателей и образовательных организаций. В частности, заметил он, механизм совмещения независимой оценки квалификации и государственной итоговой аттестации, успешно работающий в рамках системы СПО, сегодня требуется имплементировать в систему высшего профессионального образования.


VII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» прошел под эгидой Национального совета при президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям при поддержке Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Организатором выступило Национальное агентство развития квалификаций. По итогам мероприятий форума будет подготовлена Резолюция Форума, которая будет направлена руководству страны, в федеральные и региональные органы власти.

  • Видеозапись первого дня Форума доступна по ССЫЛКЕ
  • Видеозапись второго дня Форума доступна по ССЫЛКЕ

Национальное агентство развития квалификаций (www.nark.ru) является базовой организацией Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, оператором системы независимой оценки квалификаций, обеспечивает организационно-методическую поддержку отраслевых советов по профессиональным квалификациям, содействует развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации; формирует согласованную позицию организаций, представляющих бизнес сообщество, в их взаимодействии с государственными и негосударственными структурами, ответственными за развитие образования; содействует становлению независимых, в том числе общественно – государственных институтов, участвующих в развитии качества рабочей силы, оценке результатов образования, обучения и трудового опыта.