Новости ЦОК

Прошел совместный семинар по вопросам развития профессионально-общественной аккредитации образовательных программ с участием представителей различных участников Национальной системы квалификаций

08 февраля 2023 года прошел совместный семинар по вопросам развития профессионально-общественной аккредитации (далее - ПОА) образовательных программ с участием представителей различных участников Национальной системы квалификаций (далее - НСК):
· Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка (СПКФР);
· Совет по профессиональным квалификациям в сфере образования;
· АНО «Независимое агентство развития квалификаций»;
· Центр развития образования АО "Национальные квалификации".
Вопросы по проведению профессионально-общественной аккредитации сегодня волнуют многих. Профессионально-общественная аккредитация представляет собой не только признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля, но и является действенным инструментом формирования национальной системы российского образования. Успешное формирование национальной системы образования невозможно без признания национальной системы профессиональных квалификаций. Система российского образования сегодня обязана обеспечить рынок труда высококвалифицированными кадрами, обладающими профессиональными компетенциями и готовых к выполнению трудовых функций. Включение в образовательную программу профессиональных компетенций, основанных на требованиях профессиональных стандартов, позволяет подготовить выпускника к освоению профессиональной квалификации.
Эти вопросы обсуждались на дискуссионной площадке Северо-Восточного федерального университета имена М.К. Аммосова.
Программа семинара:
1. Приветственное слово от Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка – Диана Каримовна Маштакеева, Генеральный директор СПКФР, заместитель председателя СПКФР, член Правления РСПП;
2. Приветственное слово от Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования - Ангелина Владимировна Волкова, ответственный секретарь СПК в сфере образования;
3. «Роль профессионально-общественной аккредитации образовательных программ для повышения качества подготовки кадров: цели и задачи» - Алла Аркадьевна Факторович, заместитель Генерального директора Национального агентства развития квалификаций;
4. «ПОА образовательных программ в системе оценки качества» - Андрей Васильевич Новосельцев, руководитель Центра развития образования АО "Национальные квалификации";
5. «Методики ПОА образовательных программ по направлениям подготовки» - Ирина Геннадьевна Тараненко, заместитель Генерального директора СПКФР по ПОА.
6. Вопросы – ответы.
Участники:
Северо-Восточный федеральный университет: Проектный офис по развитию квалификаций (организатор); Департамент обеспечения качества образования, Финансово-экономический институт, Совет по педагогическому образованию.
Образовательные организации среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия): Вилюйский педколледж, Намский педколледж, Якутский педколледж, Финансово-экономический колледж им. И.И. Фадеева, Якутский коммунально-строительный техникум, Намский техникум, Транспортный техникум, Якутский гуманитарный колледж, Якутский колледж инновационных технологий, Якутский сельскохозяйственный техникум.
Региональный методический центр ГАУ ДПО РС (Я) Института развития профессионального образования.
Модератор мероприятия - Галина Сергеевна Соломонова, руководитель Центра развития квалификаций (проектный офис) СВФУ, руководитель ЦОК Центр валидации и сертификации.
Деятельность Проектного офиса направлена на выполнение основных задач: внедрение механизмов внешней оценки качества подготовки обучающихся и его соответствия требованиям работодателей посредством инструментов независимой оценки квалификации; взаимодействие с региональными объединениями работодателей и профессиональными сообществами, предприятиями и организациями региона в области развития национальной системы квалификаций.
Диана Каримовна Маштакеева акцентировала внимание присутствующих на важности внедрения в образовательный процесс новых подходов, которые обеспечили бы выпускнику освоение не только образовательных квалификаций, но и профессиональных квалификаций. Профессионально-общественная аккредитация рассматривается как мостик признания качества освоения выпускниками профессиональных компетенций в рамках реализации основной образовательной программы и присвоения профессиональной квалификации в результате сдачи профессионального экзамена.
Вопросы практики проведения профессионально-общественной аккредитации и независимой оценки квалификации остаются пока еще не до конца понятыми образовательными организациями, вызывают много вопросов и сомнений. Ангелина Владимировна Волкова предложила провести отдельные семинары для педагогических колледжей с целью подготовки преподавательского состава к проведению процедуры независимой оценки квалификации и процедур профессионально-общественной аккредитации.
Общие вопросы организации и проведения профессиональной-общественной аккредитации образовательных программ, характерные для различных направлений и специальностей, рассмотрела в своем докладе «Профессионально-общественная аккредитация как инструмент оценки качества образовательной программы» Алла Аркадьевна Факторович.
Алла Аркадьевна подробно рассказала о целях профессионально-общественной аккредитации, о роле профессионально-общественной аккредитации как инструмента внешней независимой оценки качества образования, который является дополняющим при реализации механизма внутренней оценки качества образовательных программ.
Цифровую методику формирования компетентностной модели выпускника с учетом требований профессиональных стандартов и возможностью присвоения профессиональной квалификации предложил Андрей Васильевич Новосельцев.
Процесс автоматизации сопряжения трудовых функций профессиональных стандартов и профессиональных компетенций обучающихся с использованием цифровых платформ и алгоритмов были представлены в действии на примере профессионального стандарта «Пожарный». Докладчик продемонстрировал траекторию профессионального обучения и выход на получение профессиональной квалификации «Пожарный» (3 уровень квалификации). Рассмотренная методика позволяет в автоматизированном виде разрабатывать любую компетентностную модель выпускника с учетом требований профессиональных стандартов и своевременно проводить самооценку разработанных образовательных программ. Предложенная инноватика заслуживает внимания и требует осмысления со стороны профессионального сообщества. Цифровой инструмент призвана снизить трудозатраты методистов при разработке образовательных программ.
Практикой проведения профессионально-общественной аккредитации образовательных программ поделилась Ирина Геннадьевна Тараненко. Ирина Геннадьевна подтвердила точку зрения что профессионально-общественная аккредитация, не только знак качества образовательной программы, но и действенный инструмент, обеспечивающий развитие образовательной программы.
Докладчиком были рассмотрены методики проведения профессионально-общественной аккредитации и независимой оценки качества образования. Механизм проведения профессионально-общественной аккредитации СПКФР апробирован и успешно реализуется более 7 лет, что подтверждает его актуальность и востребованность со стороны образовательных организаций.
В завершении семинара участники обменялись мнениями, были заданы многочисленные вопросы. Рассмотренная тематика раскрывает возможности дальнейшего повышения качества подготовки кадров для регионального рынка труда с учетом накопленного опыта профессионального сообщества.
Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка выражает благодарность руководству Северо- Восточного федерального университета, ректору Николаеву Анатолию Николаевичу, проректору по экономике и инфраструктуре Герасиму Николаевичу Павлову, руководителю Центра развития квалификаций (проектный офис) СВФУ Соломоновой Галине Сергеевне за организацию мероприятия и возможность совместной работы по развитию инструментов внешней независимой оценки качества образования.
Видеозапись семинара, презентации докладчиков доступны по ссылке: