Участники дискуссионной площадки обсудили вопрос о том, что требуется для того, чтобы средний и крупный бизнес стали заинтересованными участниками, стейкхолдерами непрерывного образования – начиная с дошкольных и общеобразовательных учреждений и заканчивая системами ВО и ДПО.
СВФУ с 2018 года вовлечен в работу по внедрению и развитию национальной системы квалификаций (НСК) в Республике Саха (Якутия), участвует в формировании инфраструктуры НСК и в регионе, и в самом университете, становясь межотраслевым региональным представительством Советов по профессиональным квалификациям (СПК): финансового рынка, офисных и административных работников и образования.
НСК призвана реализовать сближение сфер образования и труда, устранить разрывы и противоречия между спросом (рынок труда) и предложением (система подготовки кадров).
Отраслевые СПК – это профессиональные объединения наиболее крупных, отраслеобразующих работодателей, которые вносят значимый вклад в развитие отрасли и национальной экономики и формулируют запросы отрасли к трудовым кадрам. Благодаря системному подходу к формированию квалификационно-ориентированной модели развития профессиональных квалификаций в СВФУ, университет устанавливает прочные партнерские связи с ведущими отраслевыми советами по профессиональным квалификациям, как СПКФР, СПК в сфере образования, СПК ДиАХО, и не останавливаясь на достигнутом, планирует расширение партнерских связей в сфере НСК.
Смысл взаимодействия СВФУ с участниками национальной системы квалификаций: университет, содействуя формированию центров оценки квалификации и экзаменационных центров, участвует в формировании исполнительных органов отраслевых СПК на территории региона, где трудовые кадры организаций и учреждений республики могут подтвердить свою квалификацию путем сдачи профессионального экзамена без выезда в другие регионы.
Напрямую со сферой предпринимательской деятельности связаны квалификации, отнесенные к следующим: Совет по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности , Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка, Совет по профессиональным квалификациям индустрии красоты.
Пандемия стала серьезным испытанием для всех сфер экономики, для бизнеса в первую очередь. И эта встреча в Точке кипения СВФУ еще раз убеждает, что проблема квалифицированных кадров в сфере бизнеса стоит так же остро, как и в государственных организациях и корпорациях.
Суть главного противоречия на сегодняшний день – значительный разрыв между спросом и предложением на рынке труда. Сегодня много говорят о запросах работодателей, но не менее важно их правильно формировать и формулировать, чтобы система подготовки кадров понимала – кого и как готовить. Ориентиры, стандартизация трудовых функций и необходимых для их выполнения трудовых действий, регламенты подготовки кадров в части требований к знаниям, умениям, опыту практической работы и уровню образования по соответствующим направлениям профессиональной деятельности в обобщенном виде представлены, как известно, в профессиональных стандартах.
Здесь возникает проблемное поле, в которое входят такие вопросы, как:
– какие кадры должны мы готовить?
— как должно быть выстроено взаимодействие бизнеса со сферой образования / образовательными организациями по подготовке кадров?
Сегодня мы констатируем, что бизнес не получает то, что хотел бы, от системы образования, а система образования, будучи строго регламентированной и инертной системой (ФГОС, рамки специализации, ОПОП), до недавнего времени не была способна гибко и быстро реагировать на внешние изменения и запросы. Этими необходимыми качествами, важными в современных условиях, обладает дополнительное профессиональное образование с его короткими программами, способностью из микромодулей конструировать необходимые образовательные результаты. И высшее образование тоже модернизируется: сегодня университет должен обеспечить студенту возможность персонализации образовательного процесса, ИОТ, в том числе для освоения 2 и более профессиональных квалификаций. При этом предполагается, что этот выбор должен быть осознанным – какую или какие специализации, дополнительные квалификации студент считает для себя перспективными для будущей профессиональной деятельности? Здесь участие работодателей, в том числе из сферы бизнеса, становится совершенно необходимым, так как на этапе расширения компетентностного, в идеале – квалификационного профиля выпускника все субъекты образования должны говорить на одном языке и договариваться о конечном продукте в виде выпускника, готового к определенной профессиональной деятельности.
Для этого система образования должна стать открытой в полном смысле этого слова, гибкой и готовой к изменениям. Мы меняемся сами как профессионалы, начинаются преобразования в образовательной деятельности в университете. В частности, взаимодействие с СПК в сфере образования позволило открыть ЭЦ по независимой оценке квалификаций педагогов, планировать в ближайшем будущем сопряжение ГИА-НОК по педагогическим направлениям, создаются базовые кафедры в школах города Якутска, разрабатываются гибкие модульные программы повышения квалификации, формируется экспертное сообщество среди сотрудников университета и профессиональных сообществ региона.
Следующий этап сближения сфер образования и рынка труда – когда система образования, владея методологией, методикой и инструментами национальной системы квалификаций, понимая запросы в данном случае бизнеса, становится готовой к подтверждению соответствия квалификационного уровня своих выпускников, иначе говоря – их готовности к профессиональной деятельности.
У каждого работодателя, в зависимости от сферы и направления деятельности, свои требования к кадрам. Индивидуализация образования в понимании ИОТ как уникальной модели для каждого обучающегося – это очень дорогое и затратное мероприятие. В этом контексте роль отраслевых Советов по профессиональным квалификациям, формирующих отраслевые рамки квалификаций, организующих разработку профессиональных стандартов, характеристику квалификаций, критериев для их оценивания, приобретает очень важное значение. СПК становятся связующим звеном между образованием и бизнесом в данном конкретном случае (предмет нашей дискуссионной площадки), предлагая нам стандартизацию регламентов и критериев оценивания образовательных результатов, которые при таком взаимодействии представляют собой конвертированные в образовательной программе запросы работодателей.
Как оценить готовность студента к профессиональной деятельности? Через независимую оценку квалификации в форме профессионального экзамена, через сопряжение ГИА-НОК.
Система контроля и проверки знаний, существующая сейчас в системе профессионального образования, в данное время не может выступать гарантом качества образовательных результатов, сформированных у выпускника, она помогает лишь подтвердить факт освоения определенных образовательных программ, успешность обучения по конкретной специальности. Эта система контроля не лишена субъективности, участие в образовательном процессе, разработке образовательных программ главных заказчиков – работодателей – носит формальный и фрагментарный характер. Диплом как удостоверяющий документ часто не имеет реального веса для работодателя.
Однако противоречие усугубляется тем, что редкий работодатель имеет стратегическое видение (прогнозирование) того, какие кадры с какими квалификациями ему будут нужны во временном горизонте хотя бы 5-10 лет, в среднесрочной перспективе. Поэтому полностью возлагать ответственность (вину) на систему подготовки кадров (будь то СПО или ВО) – по меньшей мере неправомерно. Существующий сегодня разрыв может только увеличиваться, если только система образования и сфера труда не сделают шаг навстречу друг другу и не достигнут договоренностей. В наше время абсолютной неопределенности эта возможность договориться приобретает колоссальное значение – для работодателей это означает возможность моделирования своих бизнес-процессов и «кадровой сборки» под реальные задачи не только настоящего, но и ближайшего будущего. Для системы подготовки кадров – это означает осмысленное выполнение заказа от рынка труда (разработка востребованных программ и отказ от невостребованных, мониторинг потребности в подготовке тех или иных кадров, собственно образовательный процесс, построенный на принципе персонализации и конструирования (ИОТ, фундаментальное образование+конструктор компетенций, модульное образование и т.д.).
В этих условиях национальная система квалификаций, ее элементы и инструменты (профстандарты, НОК, ПОА программ) становятся механизмом настоящего сближения сфер образования и труда, преодоления возрастающего разрыва, балансировки между существующим рынком дипломов и формирующимся рынком квалификаций.
Все сказанное применимо и к сфере бизнеса, в котором задействованы те же кадры, подготовленные нашими образовательными организациями.
Герасим Павлов,
проректор по экономике и инфраструктуре СВФУ,
руководитель Регионального представительства СПКФР на территории Республики Саха (Якутия)
Фотографии — Мичил Яковлев