Новости

В рамках Конференции СПбГЭУ проведен мастер-класс на тему: «Инструменты внедрения независимой оценки квалификации в образовательные программы высшего образования»

1 и 2 июня в рамках Конференции СПбГЭУ «Архитектура университетского образования: новые возможности образования для суверенитета России» проведен мастер-класс на тему: «Инструменты внедрения независимой оценки квалификации в образовательные программы высшего образования»

Россия переходит к традиционной системе образования (Послание Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному собранию). Как обеспечить плавный переход и высокий уровень качества подготовки кадров для российской экономики в изменяющихся условиях – данные вопросы являются вопросами стратегического значения. С целью решения этого вопроса Санкт-Петербургский государственный экономический университет шестой год подряд объединяет на площадке Президентской библиотеке ведущих экспертов сферы образования, бизнеса и власти.


Актуальной задачей Конференции 2023 года «Архитектура университетского образования: новые возможности образования для суверенитета России» - была заявлена выработка и обсуждение комплекса принципиальных решений по ключевым направлениям трансформации архитектуры университетского образования, повышения его качества и проектирования «опережающих» образовательных программ в условиях формирующейся новой национальной модели подготовки кадров для суверенной России, развития науки и эффективных коллабораций с бизнесом и организациями, занимающими все более активную позицию в образовательном пространстве, выступающими субъектами образовательной деятельности и катализаторами перемен.

1 июня 2023 г. состоялись параллельные дискуссии на разные темы: «Будущее высшего образования: возможные сценарии и модели», Риск-ориентированная модель оценки качества как драйвер развития системы подготовки кадров», «Как использовать данные проекта АНО «Россия-страна возможностей» для развития универсальных компетенций студенчества» и другие. Также состоялись пленарная дискуссия «Высшее образование как фактор обеспечения суверенитета России» и панельная дискуссия «Роль высшей школы в стратегии развития отраслей экономики России. Топливно-энергетический кейс», в которой в качестве эксперта принял участие проректор по экономике и инфраструктуре Герасим Николаевич Павлов с опытом СВФУ по реализации совместных образовательных проектов с ПАО Газпром. Вузу оказано доверие и университет стал координатором рабочей группы (№6) по кадровому обеспечению Арктической зоны РФ, о чем говорилось 2 июня на учредительном заседании и координационном совещании Ассоциации Центров карьеры вузов минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов Российской Федерации «Энергия карьеры». Всего создается шесть рабочих групп по направлениям, охватывающим все основные треки университетов: научный, инновационный, образовательный, трудоустройство выпускников и кадровое развитие и др.

Дискуссионная площадка «Риск-ориентированная модель оценки качества высшего образования как драйвер развития системы подготовки кадров» прошла очень оживленно. Организаторами данной дискуссии выступили: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Совет по профессиональным квалификациям финансового рынка; ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» при участии ФУМО ВО УГСН 38.00.00 Экономика и управление. В настоящее время система образования перешла на новую модель аккредитации, которая базируется на оценке образовательных результатов и условий их достижения. При этом крайне важно использовать такие показатели, технологии и инструменты, которые действительно позволят обрести достоверную информацию, необходимую для управления развитием образования и повышения его качества. Ключевыми вопросами для обсуждения являлись: аккредитационный мониторинг - новый механизм оценки качества образования; тренды развития независимой оценки качества образования; профессионально-общественная аккредитация образовательных программ: проблемы и перспективы развития и др. Активный резонанс получил обсуждение вопроса о ФОСах. Эксперты отметили низкое качество оценочных средств в вузах. Эксперт Явкина Ольга Юрьевна, начальник управления государственных услуг и цифровой трансформации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки резюмировала, что в последнее время увеличились отказы в государственной аккредитации (примерно 30% образовательных программ получают отказ и в 99% из них – по результатам диагностики, а именно из-за выпадения результатов по диагностике).

Во второй день в рамках данной конференции проводились три мастер-класса. Одна из площадок была предоставлена СВФУ. МК на тему: «Инструменты внедрения независимой оценки квалификации в образовательные программы высшего образования» подготовлен под руководством Г.Н. Павлова Центром развития квалификаций (проектный офис) СВФУ (Г.С. Соломонова), Департаментом обеспечения качества образования (ОМЦ ПК, А.А. Кириллина), структурами университета: ГРФ (Н.Г. Тимофеев), ФТИ (АП.Ф. Васильев), внешний партнер – УПЦ «Якутскэнерго» (О.Г. Ширинян) и др. Цель мастер-класса: масштабирование опыта СВФУ по разработке и внедрению эффективных механизмов и практических инструментов для выстраивания доверия между системой подготовки кадров и сферой труда, работодателями и расширению возможностей для студентов по освоению ими двух и более квалификаций. Слушателей волновали самые разные вопросы: как выстроить модель доверия с работодателями; какие имеются мотивационные инструменты для ППС; как организовать и провести сопряжение ГИА-НОК и др. В практической части мастер-класса участники попытались найти решения для этого, определить риски и пути для их минимизации при внедрении НОК в образовательные программы высшего образования. Мастер-класс СВФУ проведен Герасимом Павловым, проректором по экономике и инфраструктуре СВФУ, и Альбиной Кириллиной, руководителем Организационно-методического центра по развитию профессиональных компетенций ДОКО.

Отметим, что СВФУ с 2018 г. является одним из ключевых лидеров в региональном развитии НСК, формируя инфраструктурно-кластерную модель развития национальной системы квалификаций России, участвует в Пилотном проекте Минобрнауки РФ по внедрению механизмов внешней оценки качества образовательных результатов обучающихся через сопряжение ПА / ГИА - НОК, находит новые подходы к реализации возможности для студентов по освоению дополнительных профессиональных квалификаций. Эта работа в университете проходит через организационную методологическую структуру – Проектный офис по развитию квалификаций СВФУ